Анимация — это не только волшебство, но и ремесло, основанное на известных принципах. Понимая их, ребенок учится не просто рисовать, а оживлять свои идеи, развивая фантазию, терпение и креативное мышление. Режиссёр анимации, выпускница Школы дизайна НИУ ВШЭ Варя Лейбина подготовила краткий и понятный гид, который поможет детям вместе с родителями сделать первые шаги в этом ремесле. Она рассказывает, как сделать настоящий мультфильм, на примере своей небольшой работы.
Записаться на очный курс по анимации можно на сайте Детской школы дизайна НИУ ВШЭ.
Предлагаю начать с создания короткого (на 5 секунд) мультипликационного ролика. Во-первых, можно быстро получить вдохновляющий результат. За это время уже можно рассказать короткую историю. И это можно сделать быстро и небольшой командой или в одиночку. Во-вторых, это известный и популярный формат: существует фестиваль, в котором участвуют именно такие мультики, он называется «Ща5сек», и в нём может участвовать каждый. Показы происходят регулярно в рамках самых больших известных фестивалей анимации в нашей стране — на Большом фестивале мультфильмов, «Суздальфесте» и других. В-третьих, мультфильмы побольше будут состоять из таких микроисторий. Научившись делать маленькие истории, будет легче перейти к созданию больших.
Последим, как делается анимация на примере простого пятисекундного ролика.
С чего начать? В первую очередь надо придумать персонажа и его историю, то, что с ним происходит. Для короткого мультика достаточно одного героя и одного небольшого действия. Не обязательно придумывать по порядку. Можно сначала придумать героя, а потом его движения и историю. А можно придумать историю и потом уже создать персонажа.
История в моём ролике такая: рыбка с ножками бежит, попадает на небо и становится созвездием. Хорошо, когда в таком коротком мульфильме уже есть настоящая история из трех частей: 1) герой в необычной ситуации, 2) что-то делает и 3) финальный акцент в конце, к чему-то это приводит. Рыбка необычная, она бежит, потом прибегает на небо (фон меняется), и в конце она превращается в созвездие.
Анимация — это мир, в котором всё возможно, поэтому герой может быть странным или волшебным, не обязательно, чтобы всё было как в жизни. Но в удачных пятисекундных роликах, которые были на фестивале «Ща5сек», есть и волшебные герои, и самые обычные. Был, например, такой ролик, в котором сначала котик дрожит — на окне ему холодно, потом он переходит в кровать к хозяину, и в конце хозяин беспокойно шевелится (финал).
Многие дети любят динозавров и, конечно, часто хотят сделать мультик о том, как динозаврик вылупляется из яйца. Но двух сцен мало — вот яйцо, вот вылупился динозавр, — хочется чего-то третьего в финале. Например, показать, что вокруг свежевылупившегося динозавра — маленькие по сравнению с ним наши многоэтажки.
Есть игра для детей или для детей и взрослых, которая помогает придумывать маленькие забавные истории. Первый игрок придумывает вещь или героя посмешнее (допустим — мусорное ведро с глазками и в шляпе), но не говорит второму. Второй игрок придумывает ситуацию для этого героя, ничего про него еще не зная. Например, он говорит: «Ты приходишь в школу, а там какой-то странный звук вместо звонка, присматриваешься, а там…» И тут первый игрок говорит, что придумал. Так могут получиться смешные и абсурдные ситуации, что для маленького мультфильма в самый раз.
Предлагаю работать в технике стоп-моушен (stop-motion) — это техника покадровой анимации. С неё легче всего начинать. Мы берем аппликации, куклы, пластилин, предметы, перемещаем их между каждым сделанным кадром. При быстром воспроизведении кадров получается плавное движение.
Для того чтобы делать анимацию в этой технике, можно скачать, например, приложение Stop Motion Studio (оно есть и для смартфонов, и для компьютеров), это очень простая программа. Можно работать и в любой другой, главное, что мы сейчас поняли: наша техника — это сделать фото каждого кадра, которые потом в программе будут проиграны подряд.
В технике стоп-моушен мы физически двигаем элементы кадра и каждый раз их фотографируем. Можно работать с куклами или пластилином. Но проще всего начать с коллажа, как в случае с моей рыбкой.
В моем случае рыбка с ножками сделана как коллаж. Сама рыбка — это просто чуть обработанное фото, что-то похожее можно вырезать из журнала или распечатать из интернета. Ножки я рисовала для каждой фазы движения отдельно.
Придумайте вашего героя так, чтобы в нем были неподвижные части и подвижные. Коллаж — это способ собрать его из разных частей. Что-то можно вырезать, что-то нарисовать.
Фон может быть простым: цветной бумагой или вырезкой. Но это может быть и рисунок, например, комната, пейзаж или город. В моем случае фон меняется по сюжету, но это не обязательно. Если фонов несколько, сразу подготовьте все.
Положите на фон своего героя (все его коллажные части) в такую позицию, с которой начинается действие. Делаем первый кадр.
В моем случае можно было просто двигать ножки рыбки и фотографировать их в каждой фазе движения. Фон и тело рыбки остаются на месте, а перемещаем мы только нарисованные ножки.
В программе можно выбрать количество кадров в секунду. В моем примере — 12 кадров в секунду, но для начала можно выбрать и 6. Соответственно, на пять секунд вам понадобится 30 кадров. Это уже немалая работа, но не пугайтесь: не в каждом кадре должно происходить что-то новое, и программа позволяет повторять то же движение, если нужно. В моем случае есть повтор: шаг одной ногой, шаг другой и еще такой же, как в начале, шаг первой.
Движение персонажа нужно продумать заранее, до того как вы стали двигать коллаж в кадре. Путь персонаж двигается, как вы хотите. Полезно посмотреть, как мы сами двигаемся, пройтись так, как мы хотим, чтобы двигался персонаж, и эскизно зарисовать это. На черновике нужно нарисовать разные положения героя в движении. Не зазорно найти в интернете специально созданные картинки с покадровым движением разных существ и попытаться скопировать. Например, если у вас герой — лошадь или всадник, можно найти фазы движения лошади. Все движущиеся части надо сделать (нарисовать и вырезать, слепить и пр.) и разложить по порядку, и с их помощью менять картинку в кадре.
В моем случае я подвигала или нарисовала ножки в нескольких разных положениях, как на рисунке (по-разному согнутые ножки нарисованы отдельно). Всего 12 разных кадров, на движение с одной ноги и столько же — с другой. (12-ый кадр повторяет 10-ый, а 11-ый задирает ножки чуть выше). Но если у вас будет 6 кадров на движение, тоже получится отлично.
Изучать движение — очень важно для анимации. В мультфильмах, в отличие от кино, движения более акцентированы и гипертрофированы, всё делается с избытком и щедро. Есть 12 принципов анимации, которые вывел еще Уолт Дисней, все их не нужно сразу изучать, можно отрабатывать постепенно.
Один из принципов — про завершенность движения — я использовала. Герой, который движется в определенную точку, останавливается не в самой точке, а чуть дальше, как бы перебегает, а потом уже возвращается туда, где останавливается. В моем случае в 11-ом кадре рыбка поднимает ножки чуть выше, а потом возвращается в полождение 10-го кадра.
Другой очень полезный принцип — про сжатие и растяжение. В моей анимации такого нет, но вам может пригодиться. Например, когда в кадре мячик падает сверху вниз, он может слегка вытянуться, а при ударе о землю — сплющиться. Это простое изменение формы делает движение живым и динамичным. Так происходит и с настоящими мячами, но незаметно, а анимация делает каждое движение утрированным и поэтому волшебным. В анимации почти все, кто прыгают, сплющиваются и растягиваются.
В вашей истории это не обязательно, но покажу, как сделала я в истории про рыбку. Фон я меняла в шесть кадров. Вместо старого фона у меня появляется новый, звездное небо. Я сначала отрезала от старого фона кусочек, потом еще кусочек, а потом убрала весь старый фон.
Вместо рыбки созвездие появляется тоже не сразу, я как будто его рисую, это превращение должно быть замечено и осмыслено, на это нужно минимум три разных кадра.
Для пятисекундного мультфильма не нужно брать песню или какую-то известную музыку. И вообще чужая авторская музыка может быть объектом авторского права. Сделайте звук сами. За 5 секунд можно успеть сказать фразу, можно записать шумы, подходящие к сюжету.
В этом мультике я использовала звук, который получается, когда дуешь в бутылку, и звон колокольчика.
Мне кажется, это всё, что стоит знать в начале и даже чуть больше. Важно не стремиться к идеалу в самом начале, главное, чтобы всем участникам было весело. Похвалите себя и ребёнка и, если понравится, продолжайте творить и учиться ремеслу!
Для тех, кто хочет двигаться дальше, профессиональные аниматоры и кураторы Детской школы дизайна НИУ ВШЭ разработали специальный курс, где дети в игровой форме осваивают все этапы создания мультфильма — от идеи до финального воплощения. Узнать подробнее и записаться на курс по анимации можно на сайте Детской школы дизайна НИУ ВШЭ.
Фестиваль включает в себя образовательные курсы, игры и проектные сессии для взрослых и детей, которых можно назвать создателями, они стремятся изменить мир к лучше. Его миссия в том, чтобы вдохновить детей на созидательное творчество, личностный рост и ответственное отношение к будущему страны.
Руководитель Детской школы дизайна НИУ ВШЭ Евгений Рубан: Всегда будут нужны люди с хорошим образованием, с хорошими коммуникативными навыками, другими софт-скиллами, включая умение работать в команде, делать проекты, уметь ошибаться и не отчаиваться, уметь придумывать