Консенсус: Новая настольная игра, чтобы спорить, но не ссориться

Иллюстрация Вари Лейбиной
Иллюстрация Вари Лейбиной

В эпоху, когда каждый стремится отстоять свою правду, новая интеллектуальная игра «Консенсус» предлагает парадоксальный ход — не доказывать свою точку зрения, а угадывать точку зрения большинства. Это не проверка эрудиции, а тест на способность чувствовать коллективный разум, где побеждает тот, кто лучше других понимает, о чем думают его друзья.

Иллюстрации к этой игре Тима Яржомбека вошли в финал конкурса «Выбор DAFES» 2025 года.

В мире настольных игр, где обычно побеждает самый эрудированный или стратегически мыслящий, появилась необычная новинка. «Консенсус» — это интеллектуальная игра, которая предлагает игрокам ответить не на вопрос «Что я знаю?», а на гораздо более сложный: «Что думают обо мне другие?». Это игра о том, что мы думаем о том, что другие люди думают о том, что думаем мы. Её участникам предстоит отвечать на вопросы, на которые не существует правильного ответа, а их задача — угадать, какой вариант выберет большинство. Это и есть консенсус. Игра рождалась на стыке науки и искусства.

Авторы идеи — филолог Николай Гордийчук и социолог Артем Космарский — изначально разрабатывали её механику для серьёзного научного исследования в области социологии знания. Однако постепенно совместная работа превратилась в нечто большее, напоминающее создание художественного произведения. В результате на свет появился необычный артефакт, принадлежащий сразу нескольким мирам. Завершающий штрих в этот уникальный сплав добавил художник и преподаватель НИУ ВШЭ Тим Яржомбек, превративший «Консенсус» в изящный арт-объект.

«Для меня "Консенсус" — это такой артефакт, принадлежащий одновременно трем мирам: миру настольных игр, социальных наук и литературы, — говорит соавтор игры Николай Гордийчук. — Прежде всего, это, конечно, вечериночная игра, ice breaker, чья задача — развлечь компанию. Но еще это и исследовательский инструмент для изучения "фонового знания". Причем и субъектом, и объектом исследования становится некоторое эмерджентное "мы" игроков, коллективный субъект, возникающий на время игры». Это «мы» становится главным действующим лицом. Игроки участвуют в увлекательном исследовании самих себя как группы людей, у которых есть определенные ценности, принципы, убеждения и привычки.

Механика игры такова. Каждый ход ведущий выбирает карту из одной из пятнадцати тематических колод — от «Еды» и «Кино» до «Политики» и «Мысленных экспериментов». Затем начинается тайное голосование, где цель — не выбрать «правильный» ответ, а предугадать мнение большинства. Для ведущих, чья фигурка продвинулась достаточно далеко, появляется возможность пойти на риск, удвоив или утроив ставки.

Эта игра — не викторина. Её участники соревнуются в понимании окружающих, развивая социальный и эмоциональный интеллект. Она развлечёт компанию друзей, предложит неожиданные темы для разговора и, возможно, даст пищу для долгих размышлений. Более того, создатели утверждают, что игра обладает психотерапевтическим эффектом, так как моделирует ситуацию мягкого социального конфликта и в игровой форме помогает его разрешить. Это не просто коробка с карточками и фишками, а своего рода машина для генерации искренних разговоров и неожиданных открытий о себе и своих друзьях. В мире, где «информационные пузыри» становятся нормой, «Консенсус» предлагает редкую возможность — в лёгкой, увлекательной форме находить в разных точках зрения не повод для спора, а основу для взаимопонимания.

Читайте также

Как сделать нейросеть своим другом

Искусственный интеллект может быть союзником в живом творчестве, если с ним подружиться и правильно использовать. Предлагаем простую и ясную инструкцию.

Создаём мемы вместе. Весёлое занятие для детей и родителей

Мемы — это современные шутки, которые все понимают. Создать свой мем очень легко! Это развивает чувство юмора и креативность.