Что такое креативное мышление, и как его развивать

Евгений Рубан, руководитель Детской школы дизайна НИУ ВШЭ
Евгений Рубан, руководитель Детской школы дизайна НИУ ВШЭ

Современное образование должно формировать у ребёнка прежде всего креативное мышление, умение работать над авторскими проектами и в команде. На основе этого подхода директор по развитию образовательной и проектной деятельности Школы дизайна НИУ ВШЭ Евгений Рубан и его коллеги создали Детскую школу дизайна и родственные проекты. Что означает креативное мышление и насколько эта концепция универсальна?

Почему креативность

Что даёт родителю и ребёнку взгляд на мир со стороны дизайна и креативных индустрий? Почему детская школа дизайна должна быть интересна не только дизайнерам?

У меня есть друг, мы в своё время вместе занимались IT-бизнесом, он один из главных разработчиков некоторых известных корпоративных IT-решений. Однажды он пришёл к нам на День открытых дверей — просто нашёл меня и наше мероприятие. Я был приятно удивлён. Он хотел понять, как помочь развиваться своим детям. Он математик, и если бы дети тянулись к математике, он бы знал, что делать. А если у них другие интересы? Как найти эти интересы? На что смотреть и что пробовать? Мы живём во время быстрых перемен, а из-за информационного шума люди ещё меньше, чем раньше, понимают, что будет завтра — скажем, захватит ли нас завтра искусственный интеллект или он подождёт немного.

В условиях быстрых перемен нужно помогать развивать то, что точно будет востребовано всегда. Всегда будут нужны люди с хорошим образованием, с хорошими коммуникативными навыками, другими софт-скиллами, включая умение работать в команде, делать проекты, уметь ошибаться и не отчаиваться, уметь придумывать. А это и значит обладать креативным мышлением — то есть острым умом и способностью быстро принимать взвешенные решения. А креативное мышление очень сильно развивают креативные индустрии. А креативные индустрии — это то, что ведёт современные экономики вперёд. Ребёнку нужно дать попробовать развиваться в разных областях, чтобы найти то, что ему понравится. Пусть он немного попробует театр, потом — гейм-дизайн, потом анимацию, позанимается с искусственным интеллектом, сделает проект в моде, займётся компьютерной графикой.

Это всё и есть наша среда обитания в современном информационном мире, в которой растут наши дети. И детям точно интересно, что за кулисами того мира, в котором они живут. Гораздо интереснее не просто смотреть мультфильмы или играть в игры, а попробовать их сделать. А в дополнение у нас есть бесплатный курс по креативным методикам мышления для всех, кто к нам приходит.

А с чего начинать?

В начале, когда ребёнок к нам приходит, он может выбрать один из пяти курсов, которые называются по-разному (театр, искусство, иллюстрация, дизайн, мастерская костюма), но имеют один подзаголовок: «Введение в творческое проектирование». Мы за то, чтобы с самого начала дети были авторами своих проектов. А дальше, начиная со средней школы, дети уже что-то попробовали и выбирают направления, свою траекторию — например, занимаются на трёхлетних курсах моды или графического дизайна.

Но внутри направления, скажем, графического дизайна, они параллельно изучают и анимацию, и иллюстрацию, и предметный дизайн, знакомятся с ними. И на эти направления можно перейти.

Как правильно выбирать 

Правильно ли я понял, у вас другая идея, чем в классических школах с жёсткими навыками, хард-скиллами? Получается, что если ребёнок уже точно знает, чего хочет, ему нужно в художку, на математический кружок, в музыкальную школу. А если не точно — он попробует у вас всего понемногу?

Современные дети обычно не знают точно, чего хотят. Такое время — быстрой информации, быстрых перемен. Единицы детей знают прямо с детства, кем они станут. Я вот не такой. Не знаю, такие ли вы? Хотели ли вы в детстве стать журналистом?

Я сначала хотел быть космонавтом.

Я тоже. У меня, кстати, двоюродный дедушка — космонавт. Георгий Шонин, он входил в первый отряд. Я ещё занимался футболом, потом хотел быть спортивным журналистом.

И как родителю принимать решения? С одной стороны, хочется, чтобы ребёнок что-то всерьёз понял, пошёл в серьёзную секцию — на футбол, на математику, в музыкалку. А с другой стороны, всё меняется, значит, надо всё попробовать.

Мне кажется, нужно делать и то, и то. Обязательно нужен спорт, потому что спорт — это не только здоровье, он влияет и на ментальное развитие. Обязательно нужна музыка в каком-то виде, она тоже влияет на всё. А вот дальше — пусть пробует. Но креативные навыки, умение придумывать и работать в команде — это самое важное. Нужно делать выбор, исходя из количества часов в сутках и чтобы ребёнок всё же имел время на отдых. Некоторые родители спрашивают, можно ли к нам в субботу, потому что в воскресенье у них шахматы, плавание и ещё фехтование. Я думаю, это уже перебор.

А если у ребёнка математические способности, зачем ему идти к вам в креативные дисциплины?

А почему не попробовать? Тем, у кого математические способности, — прямая дорога в гейм-дизайн. Там хорошо раскрываются математические способности, там очень много логики и математики. Но кроме программирования там есть ещё и картинка, и это тоже важно для развития человека и для его будущего успеха, потому что сначала все смотрят на картинку, а потом уже на то, что в твоём проекте под капотом.

Очень важна взаимосвязь навыков и направлений для развития ребёнка. Мы придумали особенные летние школы, в которых объединяем общеобразовательные дисциплины и креативные. Например, у нас был выезд, посвящённый трём темам: английский язык, театр и дизайн. Ребята оживляли полотна известных художников по-английски, брали картину и через театр её показывали. А ещё была школа, посвящённая математике, но поданной через моду и предметный дизайн. В проектировании одежды много математики, причём ощутимой, прикладной. Предметный дизайн мы добавили, потому что не всем нравится мода — обычно это больше для девочек, а мальчики чаще проектировали прикольные предметы.

Я видел хорошие образовательные проекты, связанные с IT-бизнесом, в которых есть два главных направления — программирование и дизайн. И в них дети с математическими и естественнонаучными наклонностями выбирают больше программирования, а с гуманитарными — дизайн.

Это уже в старших классах можно выбирать направления. Но есть вещь, которую я принципиально не приемлю — это профориентация. В том смысле, что ребёнок, якобы, пройдёт тест или поговорит с психологом, и ему скажут, в какую профессию он должен пойти. Это же просто безумие какое-то! Никто не скажет! Ребёнку надо самому попробовать. Ребёнок обычно не понимает, чего он хочет, и точно не знает, что на самом деле из себя представляют профессии. Я в Плешке учил маркетинг, которым сейчас много занимаюсь. Так вот настоящие знания в этой области я приобрёл только тогда, когда начал работать. Никто никогда не сможет построить бизнес на ошибках других людей. Работают только твои ошибки и твой жизненный путь. И чем больше ребёнку дадут классных практических знаний, тем больше у него шансов сделать что-то прекрасное.

Фото: Детская школа дизайна НИУ ВШЭ
Фото: Детская школа дизайна НИУ ВШЭ

Как сделать школу

А с чего вообще всё началось у вас в Детской школе дизайна?

2 июля 2008 года, как сейчас помню, я пришёл в Школу дизайна, чтобы перестроить сегмент дополнительного образования. Это дополнительное образование для взрослых. Получилось хорошо сделать, до сих пор ДПО классно развивается.

Но у меня есть дети. А в то время, 7 лет назад, они были ещё очень маленькие, в садике и начальной школе. И куда с ними? Здесь были программы для старших школьников, которые помогали поступить, готовили к творческому конкурсу. А для маленьких детей — ничего. И я придумал Детскую школу дизайна.

А какие были курсы в начале?

«Моя вымышленная страна» — рисунки для самых маленьких. «Арт-дизайн» — для более старших. И про кино в партнёрстве с детской киношколой «Макгаффин».

Кроме наполнения, была проблема, когда лучше её проводить, в какие дни. Формат воскресной школы оказался всем удобен, потому что родители, конечно, отдыхают, но ради классного дополнительного образования готовы выбираться по воскресеньям. У нас тут ещё рядом церковь, мы шутили, что обстановка как раз подходит для воскресной школы.

Идея сразу была в том, чтобы ребёнок мог попробовать разные курсы и разные направления. И сейчас у нас все курсы — конструкторы, они построены по одинаковому формату, и из отдельных модулей можно собирать свою траекторию. Но при этом есть курсы, которые уже имеют трёхлетнюю образовательную траекторию. Например, на дизайн одежды школьник приходит в пятом классе, а в восьмом заканчивает обучение, и к этому моменту у него уже есть своя классная коллекция одежды. Это реально крутые проекты.

Они одежду для детей делают?

Девочки-подростки обычно делают для себя, для своих сверстниц. И мы открыли и пробуем другой формат — двухлетний, по будням, два раза в неделю, тоже по 4 часа. Кроме моды, в этом формате я хочу запустить курсы по саунд-дизайну. Сейчас формируются ещё курсы по театральному мастерству. У нас есть классное театральное пространство и супер-помещения для работы со звуком и саунд-дизайном.

И как дети учатся саунд-дизайну?

Дети делают музыку с помощью программного продукта Ableton Live, пишут свои треки, создают миксы, занимаются диджеингом. Кроме того, в музыке есть отдельный курс про барабаны, а второй — про ритм вообще, тут уже без компьютеров и электронных штук. Ритм — это на самом деле очень важный навык для развития вообще человека и его мозга.

А что ещё есть в школе?

У нас 9 направлений, более 20 курсов, по-моему, сейчас 25, которые покрывают почти весь сегмент креативного образования: рисунок, анимация, предметный дизайн, мода, театр, саунд-дизайн, и у нас постоянно появляются новые курсы.

Как играть с детьми

А что в итоге выбрали ваши дети?

Мои дети ходят ко мне в Детскую школу дизайна. Они ездили в лагеря, естественно. Они не сразу выбирали, разное попробовали. Старшая определилась и ходит на моду уже второй год. Младшая, она как раз сейчас в четвертом классе, ей очень нравится рисовать, она ходит на искусство. Думаю, дальше она тоже пойдёт куда-то в сторону искусства, потому что у неё интересное мышление, она придумывает удивительные вещи.

И я уже не могу ничего навязать. У них уже есть своё мнение, свои блогер-авторитеты. Так что на веру от взрослых, дидактично, ничего не примут — надо договариваться. Когда я понял, что у них уже есть своя музыка, стал с ними играть в игру — ставили по очереди свой трек, причём каждый следующий должен был в чём-то продолжать предыдущий. Невозможно навязать фильмы, но можно попытаться расширить горизонт. Им нравился сериал «Уэнсдэй», и это позволило мне рассказать, кто такой режиссёр Тим Бёртон, посмотреть его фильмы. А саунд-дизайн к «Очень странным делам» в четвёртом сезоне делала девочка из России Лена Гликсон, как и саунд-дизайн к «Джокеру». И что вещи, которые они любят смотреть, можно научиться делать.

Читайте также

5 творческих игр для ребёнка

Развить в ребенке креативное мышление — задача выполнимая. Помочь раскрыть творческий потенциал поможет подборка игровых занятий, подготовленная преподавателями Детской школы дизайна НИУ ВШЭ

Начался молодежный фестиваль «Мечтай и Созидай!». Можно участвовать детям и родителям

Фестиваль включает в себя образовательные курсы, игры и проектные сессии для взрослых и детей, которых можно назвать создателями, они стремятся изменить мир к лучше. Его миссия в том, чтобы вдохновить детей на созидательное творчество, личностный рост и ответственное отношение к будущему страны.