Почему дети не хотят учиться? Директор и основательница центра «Команда мечты», психоаналитический коуч, семейный системный психолог и эксперт Детской школы дизайна НИУ ВШЭ Диана Алимова выделяет три основные «чёрные дыры», куда уходит энергия, которая могла бы быть направлена на учёбу: нагрузка, увлечения, отношения. И как с этим быть? Как помочь ребенку справиться со школьной нагрузкой без жертв и разрушений?
Бесплатный канал с мастер-классами Детской школы дизайна НИУ ВШЭ
Психолог и коуч Диана Алимова
Личный опыт мамы
Я — мама с 24-летним стажем. И знаете, школа была для моего ребенка и для меня самой очень непростым временем. Мой ребёнок пошёл в первый класс в 2009 году — как раз тогда, когда ЕГЭ впервые стал обязательным для поступления во все вузы России.
И с первого по одиннадцатый класс мы слышали одну и ту же панику: «Сложно сдать экзамены! Вы их не сдадите! Никуда не поступите!» Мне кажется, с тех пор легче не стало. Стало только сложнее. Новый закон об образовании вносит дополнительную тревогу: все непонятно, как это отразится на Болонской системе, на нагрузке школьников? Вопросов сегодня больше, чем ответов.
Ежедневно я общаюсь с учениками нашей онлайн-школы и Детской школы дизайна — это больше 3000 детей и 5000 родителей. И я вижу, что родительство для нас сейчас — это прямая работа. В тренде «интенсивное родительство», а заодно и родительский невроз.
Мы все живём в эпоху тотальной неопределённости. И на ребёнка ложится тяжкое бремя: с одной стороны — ожидания родителей, стремление к лучшим стандартам, а с другой — полная неясность. Мы не знаем, какие профессии будут востребованы через 5, 10, 15 лет, а какие исчезнут. Какие компетенции понадобятся на рынке? Мы, родители, понятия не имеем об этом будущем.
Если наше поколение росло с идеей линейной карьеры — «родился, учился, работал, на пенсию» — то нашим детям предстоит учиться всю жизнь. Вполне вероятно, они будут менять несколько карьерных треков, постоянно набирая новые компетенции.
И вот, когда мы сами не понимаем, что будет востребовано, ставить перед ребёнком конкретную цель с точным «местом назначения» — не просто неэффективно, это разрушительно для его психики. Я считаю, что главное, чему мы можем научить детей сегодня, — это мечтать и дерзать.
Мы в Вышке в этом году проводили карьерное исследование в креативных индустриях. Участвовало больше 50 крупных компаний-лидеров и 4500 дизайнеров, иллюстраторов, 3D-художников. Мы спрашивали: «Что приведёт к успеху?».
И знаете, ответы работодателей и молодых специалистов разошлись кардинально. Я сама была удивлена.
99% работодателей сказали, что на первом месте — soft skills, «гибкие навыки»: умение общаться, договариваться, слышать, работать в команде, брать ответственность, укладываться в дедлайны. Потому что по ту стороны — клиенты, репутация.
На втором месте — качество кейсов в портфолио. Не количество, а именно глубина проработки, наличие знаковых проектов.
И только на третьем месте — hard skills, то есть владение профессиональными программами.
А что же молодые специалисты? Они ставят на первое место портфолио, на второе — хард скиллы, и лишь на третье — умение общаться. Обратите внимание: опыт работы интересует работодателей меньше всего. Многие прямо говорят: «Мы всему научим, главное — чтобы вы умели разговаривать».
Я желаю вам, чтобы ваш ребёнок получал «витамин любви» без ограничений. Передозировки тут не бывает. Всё начинается просто: встретьте ребёнка из школы, обнимите и спросите искренне: «Как я тебя люблю! Как у тебя дела? Что сегодня было тяжелым? Что получилось? Чем я могу тебе помочь?».
И вот тут возникает вопрос: если для успешного старта в карьере так важны коммуникация, умение договариваться и слушать, то где ребёнок получит эти навыки? В первую очередь — в семье.
Родители — это те люди, с которыми ребёнок получает первый опыт общения. И от того, как мы разговариваем с нашим ребёнком, зависит то, как он будет общаться с миром.
Поэтому забота о ребёнке — это прежде всего умение его слушать, слышать и понимать. Задавать вопросы: «Как тебе? Что ты чувствуешь? Что было хорошо? Что было не очень? Чем я могу тебе помочь?». Это и есть забота о его потребностях — чтобы понять, что ему интересно по-настоящему, и научить его мечтать и дерзать на своём примере.
Не бояться ошибок, не бояться трудностей, учиться преодолевать их вместе. Не делать за ребёнка, а делать вместе с ребёнком.
Это ощущение — что у него есть поддержка в лице родителей — станет мощной опорой на всю жизнь, даже когда вас не будет рядом.
Почему дети не хотят учиться? Причин, наверное, столько же, сколько детей. Но можно выделить три основные «чёрные дыры», куда уходит энергия, которая могла бы быть направлена на учёбу: нагрузка, увлечения, отношения.
Наши дети часто так перегружены, что у них не остаётся времени просто полежать, побыть с собой. А это критически важно, чтобы отдохнуть и восполнить энергию. Они садятся за уроки уже вечером, уставшими, когда голова плохо соображает.
Получается замкнутый круг: из-за перегрузки падает мотивация, из-за падения мотивации — креативность, потом начинает страдать здоровье. Дети болеют, пропускают уроки, успеваемость падает. Этот снежный ком нарастает, и ребёнок уже просто не понимает, что делать.
Что мы, родители, чаще всего делаем в такой ситуации? Берем всё в свои руки. Нам проще решить за ребёнка, «разрулить». Но это ошибка. Нам важно не решить за него, а понять: что с ним происходит? Не «как быстренько всё починить», а «в какой момент ему стало плохо?». Понять — и поддержать.
Лучшее, чему мы можем научить ребёнка в школе — это пробудить интерес. Связать скучный материал с реальной жизнью.
Например, наши преподаватели математики в «Уник Плюс» говорят, что математику может освоить каждый, и наши курсы построены так, что дети взахлёб решают задачи. А на русском и литературе мы даём чек-лист, как составить крутой текст для сочинений, презентаций или питчей — для реальной жизни! Так же построены и наши курсы по английскому, финансовой грамотности — всё на реальных кейсах.
Как относиться к оценкам? Я предлагаю думать о них как о показателе, который фиксирует понимание темы в данный момент. Фокусируйтесь на прогрессе. «Месяц назад ты не понимал эту тему вообще, а сегодня у тебя уже тройка! Это отличный результат».
И я очень не рекомендую сравнивать своего ребёнка с кем бы то ни было, особенно с «сыном лучшей подруги». Это разрушительно для его психики.
Чтобы успешно сдавать экзамены, самое важное — научить ребёнка управлять стрессом. Мне очень помогает простая техника — «дыхание по квадрату»: на 4 счёта — вдох, на 4 — задержка, на 4 — выдох, на 4 — задержка. Сделайте 7-8 таких циклов — и дыхание успокоится, голова прояснится.
Но главный «витамин» на всю школьную жизнь — это родительская поддержка. «Витамин любви», который, получая в детстве, ребёнок проносит с собой как опору всю жизнь.
Я считаю, что моё главное достижение — не три высших образования и не 18-летний управленческий опыт, а близкие, доверительные отношения с моей взрослой 23-летней дочерью. Она приходит ко мне советоваться, делится эмоциями. А для этого я никогда не ругала её за оценки. Мне было важно, чтобы она была здорова, уверена в моей поддержке и делала то, что ей нравится.
Я желаю вам, чтобы ваш ребёнок получал этот «витамин любви» без ограничений. Передозировки тут не бывает.
Всё начинается просто: встретьте ребёнка из школы, обнимите и спросите искренне: «Как я тебя люблю! Как у тебя дела? Что сегодня было тяжелым? Что получилось? Чем я могу тебе помочь?».
Тогда наши дети будут уверены: что бы ни случилось, дома их всегда поддержат, дадут заряд энергии. И тогда они смогут смело мечтать, дерзать и быть счастливыми.
P.S. Очень рекомендую книги Марины Мелии, моего учителя, про родительские компетенции. Они написаны легко и понятно — лучшее, что можно прочитать, чтобы вырастить счастливого ребёнка.
Развить в ребенке креативное мышление — задача выполнимая. Помочь раскрыть творческий потенциал поможет подборка игровых занятий, подготовленная преподавателями Детской школы дизайна НИУ ВШЭ
Фестиваль включает в себя образовательные курсы, игры и проектные сессии для взрослых и детей, которых можно назвать создателями, они стремятся изменить мир к лучше. Его миссия в том, чтобы вдохновить детей на созидательное творчество, личностный рост и ответственное отношение к будущему страны.